На протяжении столетий понятия дизайна не существовало. То, как будет выглядеть вещь, определялось традициями, интуицией и мастерством изготовителя, а также капризами покупателей или заказчика. Но постепенно из опыта ремесленников и людей искусства родилось понимание, что удачное изделие создается по законам рационализма и эстетики. Аналогичный путь – от случайного вдохновения до планомерного скрупулезного труда – прошла и профессия веб-дизайнера, хотя, к счастью, эта трансформация заняла куда меньше времени.
Первые сайты писали энтузиасты, причастные больше к технике, чем к оформительскому делу. Из «текстовых простыней» веб-страницы быстро эволюционировали в «новогодние елки», мигающие анимированными фонами и разноцветными шрифтами. В середине 90-х стали появляться профессиональные интернет-проекты – форумы и сайты поисковых систем. Тогда же появилась профессия под названием веб-дизайнер.
Создание сайтов в Калининграде становится все проще; во многом это обусловлено появлением инструментов для дизайна веб-страниц, требующих лишь минимальных пользовательских навыков. Например, WYSIWYG-приложения и онлайн-конструкторы позволяют буквально собрать дизайн из шаблонных блоков, а системы управления данными (CMS) еще и поддерживают интерактивные элементы. Поэтому в сети по-прежнему встречаются сайты-«елки», созданные обычными пользователями. Тем не менее, даже любители стремятся освоить хотя бы базовые принципы дизайна. А уж создание коммерческих виртуальных представительств и вовсе не обходится без веб-дизайнера с соответствующим образованием.
Суть профессии
Вопреки мнению многих пользователей, веб-дизайнер – это не тот, кто создает сайт. Разработка оформления с нуля или на основе корпоративного стиля, рисование разметки и графических элементов всех страниц, сборка полученных «картинок» в цельные изображения, полностью идентичные внешности будущего сайта – вот что входит в обязанности веб-дизайнера. Верстка, программирование, выкладка на сервер и продвижение сайта – дело совсем других специалистов.
Но зачастую часть этих работ или их все выполняет автор дизайна. В таком случае его вернее называть веб-мастером. Зато «чистые» веб-дизайнеры вместе с проектированием сайта занимаются разработкой баннеров, оформлением писем рассылок, созданием электронных открыток, корпоративных аватаров и тому подобного. Словом, всей сетевой иллюстративной деятельностью. В крупных компаниях веб-дизайнеры тесно сотрудничают с рекламным отделом, разрабатывающим общий стиль организации и сувенирную продукцию.
Что умеет веб-дизайнер
Базовый минимум знаний и умений веб-дизайнера включает в себя владение программами для обработки растровой и векторной графики (например, Adobe Photoshop и Illustrator), а также знакомство с основными законами композиции, цветовой сочетаемости и юзабилити. Навыки рисования – серьезное подспорье, особенно на этапе получения брифа от заказчика. К слову, умение общаться с клиентами и составлять портфолио для дизайнера едва ли не ключевой фактор карьерного роста.
Хотя программирование и оптимизация к обязанностям веб-дизайнера не относятся, языками программирования и навыками продвижения он обязан владеть. Первое необходимо потому, что все современные крупные сайты в значительной мере интерактивны. И веб-дизайнер должен учитывать при создании макета каждое изменение, которое могут вызвать действия пользователя и реакция программного кода на них. Что касается продвижения, то, в частности, сайты, в которых вся навигация реализована исключительно графически, без дополнительных ухищрений плохо воспринимаются поисковыми роботами. Учет на этапе проектирования этого и подобных ему нюансов облегчает работу остальной части команды разработчиков, экономит время и средства заказчика.
Рабочий процесс
Чаще всего работа веб-дизайнера начинается с общения с заказчиком. Хотя в веб-студиях техническое задание принимает менеджер проекта, веб-дизайнер – один из тех специалистов, которому лучше лично обсудить с клиентом все его пожелания. Это позволяет заказчику представить, действительно ли составленное ТЗ соответствует его представлениям о прекрасном, а дизайнеру, в числе прочего, выяснить, в каких рамках допустим полет фантазии.
Дальнейшая работа заключается в последовательном приближении макета к идеалу, как его понимает заказчик. Рабочий макет представляет собой изображение, где на каждый элемент отводится свой слой – это облегчает редактирование. Стандартные несколько демонстраций промежуточных макетов владельцу сайта – и за верстку, программирование, наполнение и прочие труды принимаются другие веб-специалисты. Перед самой сдачей проекта дизайнер может еще раз пройтись по страничкам – для мелких корректировок.
Завершение работы – внесение готового проекта в список побед. Если список большой – с вытеснением менее удачной работы. Волка ноги кормят, а дизайнера – глаза, причем глаза потенциальных клиентов. Поэтому портфолио у дизайнера должно быть безукоризненным.
А учителя кто?
Как и для других профессий в эпоху их становления, академическое образование в области веб-дизайна получить крайне сложно. Статистика не собрана, диссертации не защищены, конференции хоть и проводятся, но вовсе не научные, – чему учить? Кому учить? По сути – некому.
Поэтому профессия веб-дизайнер престижна, но эфемерна. На веб-территориях дизайнером себя может называть и специалист экстра-класса, и школьник-самоучка. Чаще всего в оформление виртуальных просторов уходят люди, получившие художественное или дизайнерское образование – серьезное, но не подогнанное под специфику интернета. Учиться веб-премудростям им приходится на ходу – по книгам, опыту коллег и собственным «шишкам».
Жизненные перспективы
Недаром считается, что веб-дизайнером быть сытно и интересно. В списке востребованных профессий все специализации, связанные с сайтостроением, котируются высоко, но дизайнеры (как и программисты) ценятся особо. Во-первых, нерабочую ссылку или подвисающую страницу пользователи простить могут, а вот режущие глаз цвета – никогда. Во-вторых, талантливые специалисты по оформлению сайтов в свободном плавании долго не задерживаются – либо уходят на постоянную работу при крупной компании, либо открывают собственное дело.
Справедливости ради, специалисты посредственные зачастую так и остаются в своей скромной ценовой нише без какого-либо серьезного карьерного роста. При этом уровень профессионализма определяется только портфолио дизайнера и отзывами о его работе, поскольку дипломы ВУЗов и курсов на данном этапе развития веб-образования мало что значат.
В то же время, специфика работы оформителей сайтов обязывает их постоянно быть в курсе последних тенденций развития интернета. Непрестанное изучение новых методик и совершенствование «побочных навыков» – освоение программирования, оптимизации, обработки фото и видео – позволяет даже не слишком одаренному дизайнеру перейти в разряд, например, менеджеров проектов.